Основные тенденции рынка офисной недвижимости
Опубликованно 31.01.2018 21:12
Рынок офисной недвижимости продолжает соответствовать требованиям и поведение арендаторов. Изменить форматы помещений, растет спрос на "гибкие" офисы, спрос на качественный коворкинг. Уровень вакантности офисных площадей сокращается, и основной пул арендаторов остается неизменной.
Специалисты выявили тенденции, которые будут характерны для рынка в 2018 году, передает Стройобзор со ссылкой на Times собственность.
КАЧЕСТВО КОВОРКИНГ
По мнению экспертов, спрос на коворкинг будет продолжать расти. Рынок быстро реагирует на растущий спрос и предлагает различные варианты для различных категорий арендаторов.
"Небольшие компании, которые в прошлом арендовать квартиру или комнату в непрофессиональной зданий (бывших НИИ, административные здания заводов), pereorientirovanija на качество предложения коворкинг-центров", - прокомментировал Левон Папоян, директор Департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefeild в Украине.
Наиболее многочисленной категорией потребителей коворкинг – стартапов и IT-сектора представители. "Молодые стартапы заинтересованы искать офис, его адаптации, множество юридических и бюрократических процедур. Эти компании хотят делать бизнес и иметь его готовый уютный офис", – комментирует Юлия счастливая, директор Tech "компания Энергоинвест", застройщик и Управляющая компания Астарта органических Бизнес-Центр.
Коворкинг создает отличную платформу для развития бизнеса молодых компаний. Коворкинг-пространств в качестве посредников между ними и бизнес-центр. По словам Юлии счастлив, когда компания окрепнет и полностью на ноги, она будет нуждаться в его собственный офис и бизнес-центр.
ГИБКИЙ ОФИС
Сегодня все больше и больше людей переходят на гибкий график работы – для выполнения своих задач, работнику не обязательно присутствовать в офисе. Это было началом нового направления – Флекс-офис.
За последнее десятилетие мировой рынок гибкой концепции офисные помещения выросли в среднем на 13% в год, говорится в отчете компании CBRE гибкая революции.
Украина в этом вопрос почти в ногу с Европой. Результаты опроса Регус среди представителей бизнеса, каждый второй украинец (53%) предпочли бы сменить место работы в пользу более гибких условий труда. 66% респондентов в Украине считают, что гибкий график позволяет регулировать место работы и рабочей нагрузки, чтобы соответствовать их потребностям.
"В Украине, стратегия гибких офисных помещений появился не так давно. Все больше и больше компаний воспринимают офис как функциональной технологической среды, комфортной для человека. Сейчас высоко ценится работник, часть команды – человек, который проводит в этом кабинете большую часть времени. Функциональные решения, такие как конференц-зон, горячих столов, падение в районах, облачные решения для коммуникаций, или уже реализованы, или реализуются в Киеве", – комментирует Георгий Николаев, директор Департамента проектного управления, глобальное рабочее пространство решений, CBRE в Украине.
Учитывая стремление компаний к оптимизации бюджетных расходов и сохранения первоначальных вложений, тенденции развития гибких офисных решений будет возрастать, особенно на фоне перехода на гибкий рабочий график, - говорит Юлия Чернышова, директор компании regus в Украине.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Современный офис-это не только комфортабельный номер, представляющий собой набор цифровых инструментов, которые помогут оптимизировать рабочий процесс.
"Компьютеры уже способны "опознать" работник за рабочий стол – просто положите мобильный телефон в зоне зарядки на столе, – говорит Оксана Левочкина, руководителя отдела маркетинга офис солюшнз Украина. – Комната переговоров уже давно "зарезервированы" с помощью мобильного приложения с помощью технологий на входных группах, вы можете отслеживать активность сотрудников, имеющих доступ к различным областям, что очень удобно для компаний с большим количеством сотрудников."
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Уровень требований на обслуживание с арендаторов растут с каждым годом. Офис должен адаптироваться к потребностям бизнеса и его клиентов, а не наоборот, - говорит Юлия Чернышова.
Арендаторы не просто обратить внимание, и требовать от бизнес-центра качественное обслуживание, - говорит Юлия счастливая. "Это касается всех строительных систем и инфраструктуры, необходимых для обеспечения максимальных потребностей офисных работников: столовая, ресторан, Банк, Цветочный магазин, страховую компанию, нотариуса, сфере предоставление персональных услуг, салон красоты, кафе и даже бары, спорт-клубы", – сказал эксперт.
Новые форматы – совместная работа и временный офис требуются дополнительные услуги, аутсорсинг услуг, таких как связи с общественностью, полиграфия, Бухгалтерия, рекрутинг. "Офисной среде этот формат должен обеспечить не только метров, но и это новое развивающееся направление, такие помещения находятся в дефиците. Креативный класс будет заменен офисным планктоном, и ему нужно новое качество пространства", – сказал Александр Попов, директор АРХИМАТИКА.
"ЗЕЛЕНЫЙ" ОФИС
"Зеленое" строительство – основной мировой тенденцией в последние годы. Энергоэффективность и "зеленые" стандарты активно внедряются во всех сферах коммерческой недвижимости, и инициатива исходит не только от разработчиков – арендаторы также заинтересованы в офисе нового качества.
"Сертификация по "зеленым" стандартам является относительно новой тенденцией на рынке офисной недвижимости Украины, – говорит Левон Папоян. – "Зеленый сертификат" означает предоставление бизнес-центр, конкретный перечень и характеристики услуг, которые повышают комфортность жильцов."
Стандарты breeam и leed становятся трендом для проектирования, в том числе офисных зданий. "Зеленая" сертификация даст арендаторам уверенность в качестве архитектурных и инженерных решений, добавляет Александр Попов.
ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЭРГОНОМИЧНОСТЬ
Современный потребитель офисы отличается от потребительского начала 2000-х годов. "Сейчас работают в офисах свободной интеллигенции, и они нуждаются в совершенно иное пространство. Это демократично, нет иерархии и подчеркнуть статус, это, удобный, разные, – говорит Александр Попов. – Лучше всего это проявляется в сочетание открытых пространств с выделением отдельной закрытой территории. В единое рабочее пространство, удобно обмениваться информацией, работать в команде, и если вы хотите, чтобы сосредоточиться должны быть в состоянии взять ноутбук и сидеть в другое тихое место".
Управление качеством-это стратегический инструмент для развития компании, по данным офисных решений компании Украины. "Крупные компании уже долгое время ищу баланс между открытых и закрытых пространств. Стилкейс исследования показали, что мотивация сотрудников-98% зависит от способности концентрации на рабочем месте, – объясняет Оксана Левочкина. – Офисные помещения могут мотивировать сотрудников на развитие творчества в коллективе и повысить производительность труда. Офис будущего будет состоять из многофункциональных областей практического сотрудничества, обмена идеями, учебная группа".
СНИЖЕНИЕ ВАКАНТНОСТИ И РОСТ АРЕНДНЫХ СТАВОК
Спрос на качественные офисные площади растет и этому способствует сокращение уровня вакантных площадей и повышение арендных ставок.
"В конце 2017 года, наблюдалось снижение доли вакантных площадей в сегменте офисных помещений класса A и B, что будет способствовать постепенному росту цен и снижению лояльности арендодателей в операции", – комментируют в компании Colliers International (Украина). Это будет проявляться в сокращении время арендных каникул и отказ арендодателей вкладываться в отделку помещений.
С существующий спрос на офисы не могут быть исключены определенный дефицит на качественные помещения. Рост арендных ставок будет в пределах 5-10%, прогнозируют эксперты компании Cushman & Wakefeild в Украине.
"В среднесрочной перспективе динамика арендных ставок и доли вакантных площадей на рынке офисной недвижимости в Киеве будет зависеть от общей экономической и политической ситуации в Украине. Такие факторы, как темпы ввода в эксплуатацию новых офисных зданий, и владельцы ценовой стратегии в ключевых бизнес-центров позволит существенно повлиять на показатели рынка", – говорится в докладе "Украина: 1 квартал-3 квартал 2017," Кушман & Wakefeild в Украине.
ПУЛ АРЕНДАТОРОВ НЕ ИЗМЕНИТСЯ
Наиболее активными потребителями качественных офисных помещений будет оставаться компаниях, работающих в сфере информационных технологий, FMCG и финансов.
"Спрос в 2018 году будут формировать компаний, занятых в электронной коммерции, крупных местных предприятий и агрофирм. Остается высокий спрос со коворкинг-площадок на рынке становится все больше", – отмечают эксперты компании Colliers International (Украина).
Категория: Новости Строительства